Все ЧОО России

Региональный руководитель НАСТ "Урал"

О подготовке телохранителя

12 января 2014 г.

По сути, современная подготовка российского телохранителя сводится к тому, чтобы за десять – двенадцать дней ему «включить голову» в нужном направлении, дать базовые знания о теории, технологии, тактике и технике личной охраны, об основных навыках, маркетинге и особенно о современных рыночных правилах.

Знания являются важным инструментом в практической деятельности обеспечения личной безопасности сотрудниками личной охраны. Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике.

Любая деятельность может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и умениями и навыками.

Совершенствование какого-либо действия при многократном повторении приводит к формированию навыка. В результате появляется слитность, устойчивость действия, а самое главное - автоматизированный характер управления. При навыке сознание главным образом направлено на узловые компоненты, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия, а не на сам процесс выполнения.

Обучить "науке" и сформировать профессиональные навыки - это длительный процесс.

По разным причинам сами телохранители не проходят повторно курсы - это и по причине нехватки времени, и из-за выделяемого финансирования.

Но, как известно, формирование любого навыка протекает в соответствии с рядом законов. В том числе, на навык действует закон угасания. Он начинает проявляться, когда длительное время не повторяется действие, и происходит постепенно.

Кроме того, любой процесс обучения не может проходить без различного вида контроля. Выделить можно внутренний контроль (квалификационная аттестация) и внешний контроль (ежегодный профессиональный аудит телохранителей России, который организует и проводит НАСТ России с 2000 года).

В лучшем случае тренировочный процесс идет над совершенствованием владением рукопашным боем (каким-либо из видов единоборств) и огневой подготовкой. Такие тренинги, как "наблюдение" или же "действие по тревоге" (а по видам угроз она не одна), не говоря уже о других профессиональных навыках, которых насчитывается более десяти, достаточно редки. Каждый читатель пусть задаст себе вопрос сам - сколько уделяется этому внимание.

Но ведь в то же время практическая деятельность требует от сотрудников личной охраны не только должной физической подготовленности, необходимой для поддержания высокой боеготовности, но и достаточного уровня профессионализма по выявлению угроз в отношение охраняемого лица, а также высокого уровня действий в экстремальных ситуациях.

Как правило, потребитель такой специфичной услуги предполагает, что нанимаемые специалисты по умолчанию обладают и владеют на практике знаниями по обеспечению личной безопасности. Другими словами, телохранитель, заступая на пост, должен быть способен знать и выполнять эти действия в любое время и в любом месте, т.е. повсеместно. Надежность - это и есть основное требование к обеспечению безопасности. Она достигается через эффективное использование профессиональных навыков.

Поэтому к процессу подготовки и тренировки требуется непрерывный комплексный подход, через который не только будут формироваться и осваиваться профессиональные умения и навыки, но и будет происходить развитие прикладных специальных качеств, к которым относится и продолжительность несения службы (рабочий день), и дислокация поста (его "комфортность") и т.д.

Итак, для обучения существуют стандартные требования и стандартные процедуры организации учебно-тренировочного процесса. Очевидно, что данный подход к стандартизации применяет профессиональная организация либо специалист соответствующей квалификации.

Но любая программа должна иметь конечную цель, тренинг нацелен на результат.

 

Для любого методиста понятно, что программа не берется «с потолка» - существуют опять же стандартные требования к навыкам, которые должны быть повышены, отточены и эффективны. Академия НАСТ России еще в 1995 году определила их в количестве пятнадцати, но к настоящему времени они расширены до восемнадцати. Итак, навыки:

- Наблюдения и контрнаблюдения

- Логического мышления

- Ведения ближнего боя (специальная стрельба и физическое противодействие атаке (нападению))

- Пешего сопровождения охраняемого лица

- Сопровождения охраняемого лица на автомашине

- Экстремального вождения

- Оказания экстремальной медицинской помощи

- Коммуникации

- Оперативно-технических действий

- Психофизической саморегуляции

- Правового обеспечения собственной профессиональной деятельности

- Профессиональной этики и этикета

- Взаимодействия с правоохранительными органами

- Аналитического мышления

- Управления группой охраны

- Постовой дисциплины

- Работы с документами

- Владения иностранным (английским) языком (при необходимости)

Не нужно считать, что это излишнее воображение. Каждый упомянутый навык прошел свою адаптацию в рыночных условиях и его наличие в стандартном списке обусловлено практической ценностью. Конечно это, для тех, кто хочет совершенствоваться. Но кто–то может и обойтись парой-тройкой знакомых слов. Но не в НАСТ России. Если речь идет о профессиональной подготовке специалистов, способных работать в коллективе (системе) на самом высоком уровне, тогда ему придется соответствовать этим требованиям.