Региональный руководитель НАСТ "Урал"
Особенности профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников личной охраны в частной охранной деятельности
Процесс формирования профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников личной охраны (ЧОД) должен складываться из общей и специальной подготовки. Для этого необходимо использование целенаправленных средств овладения и совершенствования приоритетных физических качеств, необходимых для профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников личной (ЧОД) охраны направлена на то, чтобы:
- содействовать полному проявлению и развитию необходимых двигательных способностей;
- расширить и поддерживать функциональные возможности организма для данных условий деятельности;
- целенаправленно развивать физические качества;
- совершенствовать способности к наиболее полной их реализации в структуре базовых технико-тактических действий;
- достичь динамического стереотипа.
Известно, что задача оптимизации подготовки кадров предполагает поиск новых подходов, разработку адекватных моделей и процедур, позволяющих определить оптимальность содержания обучения для обеспечения требуемого уровня подготовки сотрудников.
Анализируя научную литературу, целесообразно остановиться на тех методических принципах, которые наиболее часто используются в практике. В исследованиях авторов по физической подготовке подтверждается значение взаимосвязи между принципами ППФП «приоритет прикладной подготовки» «единство общей и специальной подготовки» и «адекватность и целесообразность тренировочных нагрузок». Это выводит на передний ряд приоритетных задач методики тренировки:
- систематическую и целенаправленную работу по максимальному развитию специальной функциональной работоспособности организма;
- научную обоснованную эффективность используемых средств и методов, формирующих данную работоспособность;
- максимальную трансформацию функциональных возможностей в соответствующей двигательной технике.
Принцип «прикладности» подготовки требует, чтобы первоочередное внимание уделялось развитию и совершенствованию тех качеств, навыков и умений сотрудников личной охраны (ЧОД), которые имеют наиболее практическое значение для эффективных действий в современных условиях. Отсюда вытекает и основное требование к определению стратегии физического совершенствования личного состава – средства методы и формы, имеющие большее прикладное значение, адекватны задаче и не уступают другим факторам, обеспечивающим решение этой задачи по своей эффективности.
Общая физическая подготовка предназначена для гармоничного развития и поддержания физических возможностей человека. В ходе специальной физической подготовки сотрудников личной охраны (ЧОД) вырабатываются необходимые профессиональные умения и навыки, проявляющихся при выполнении специфических действий. Она занимает основную часть всего учебно-тренировочного процесса, одновременно влияя на общую подготовку.
Принцип «адекватности и целесообразности тренировочных нагрузок» направлен на полное, по возможности, использование потенциальных возможностей сотрудников для их максимального профессионального роста при возможном минимуме тренировочных воздействий – такова суть оптимизации всего процесса физической подготовки.
Принцип «универсальности формирования физических качеств», поскольку профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников личной охраны (ЧОД) направлена на развитие физических качеств и двигательных навыков применительно к специфике деятельности, поэтому она представляет собой процесс непосредственной подготовки к выполнению служебных задач. При этом должно осуществляется оптимальное согласование деятельности всех органов и систем организма человека. Ввиду чего действие по тревоге требует от сотрудника всесторонней подготовленности – физической, технической, тактической, морально-психологической. В каждом отдельном взятом случаи действий по тревоге успех может принести преимущественное проявление каких-либо отдельных сторон подготовки, исходя из специфики профессиональной деятельности.
Эффективность и качество двигательных действий зависят не только от уровня развития физических качеств, но и от умения их реализовать в профессиональной деятельности. С этой целью в учебно-тренировочном процессе используют специальные упражнения, в которых отдельные мышцы или мышечные группы функционируют таким же или сходным образом (по направлению, скорости, амплитуде движения, по величине и характеру усилий).
К данному виду физической подготовки относится и так называемая соревновательная подготовка, те участие в разнообразных состязаниях. Доказано, что соревновательная подготовка позволяет лучше решать психологические задачи тренировки, повышает уровень технической и тактической готовности сотрудника отдела личной охраны (ЧОД).
Многие авторы книг по физической культуре в своих работах указывают, что качество тренировочного процесса в значительной степени определяется тем, насколько направленность тренировочных воздействий отвечает требованиям профессиональной деятельности.
Специалисты из практики отмечают, что специфической особенностью работы, выполняемой в группе личной охраны (ЧОД), является повышенное требование к уровню скоростно-силовой подготовленности сотрудников. Это связано с самой сутью деятельности этих подразделений, особенно при вероятности отражения атаки на охраняемое лицо. Сотруднику требуется произвести отражение атаки нападающего на охраняемое лицо, физическая подготовка которого может не уступать подготовке данного сотрудника.
Исследования ряда ученых показали, что с помощью специальных физических упражнений и методических приемов можно целенаправленно развивать как общую, так и специальную физическую подготовленность сотрудников. Зачастую применяя достаточно традиционные средства и методы подготавливают сотрудников к профессиональной деятельности также эффективно в достаточно короткие сроки. Это происходит в результате положительного переноса эффекта занятий ППФП на профессиональную деятельность.
В теории и методике физического воспитания средствами физической подготовки, способствующими достижению высшего результата на этапе повышения мастерства правомерно считать любые средства, как общие, так и специальные. Основными средствами ППФП являются, прежде всего, обучение упражнениям или их элементам.
Использование перечисленных средств в физической подготовке должно приводить к овладению и надежной экспозиции технических навыков. Этого эффекта можно достичь лишь в том случае, если имеются четкие представления о предстоящей деятельности, главных ее характеристиках, используя которые можно строить управляемый процесс профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников личной охраны (ЧОД).
В физической подготовленности человека к наиболее важным характеристикам двигательной деятельности относятся форма, характер, частота и продолжительность силовых градиентов, переключения в режимах мышечной работы, переключения в работе мышц-антагонистов. Они в целом определяют те главные компоненты, которые составляют объект педагогического воздействия с целью обеспечения физической подготовленности сотрудника к действиям составляющим профессиональную деятельность.
Специалистами из практики отмечается, что наибольшая часть тренировочной нагрузки должна выпадать на выполнение специально-подготовительных упражнений в условиях, максимально приближенных или моделирующих профессиональные действия.
Рассматривая специальные упражнения, как по структуре движений, так и по развиваемым усилиям, они должны быть близки разучиваемому упражнению. В этой связи весьма важны закономерности взаимосвязи разновидностей силовых качеств. Между этими качествами обнаружены сложные, часто не имеющие обратной связи, отношения.
Известно, что силовые упражнения приводят к увеличению мышечной массы, что, в свою очередь, увеличивает ее инерциальность, повышая трудности к переключению в сгибательно-разгибательных движениях, и ухудшает скоростные способности спортсмена, т.е. быстроту его действий.
Вместе с тем увлечение силовой подготовкой без параллельного использования всех средств физического развития может привести к снижению скоростных качеств, снижению подвижности в суставах и вызовет общую скованность. Это взаимосвязь характерна не только для циклических видов спорта, но даже для игровиков и борцов, у которых состязательные ситуации отличаются значительным разнообразием.
Таким образом, разработанные организационно-методические подходы к специализации средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки связаны с морфофункциональной организацией тренировки, во многом влияющей на физическую дееспособность сотрудников и, прежде всего, на уровень совершенствования скоростно-силовых и координационных способностей от которых, в свою очередь зависит богатство технической оснащенности.
Учеными доказано, что на специальных занятиях по развитию физических качеств вначале следует использовать упражнения скоростно-силового характера, а затем - упражнения на развитие силовой выносливости и силы.
Они же отмечают, что при постоянном использовании упражнений скоростно-силового характера наблюдаются случаи достоверного увеличения показателей медленной динамической силы. По их мнению это может быть связано тем, что скоростное напряжение вовлекает в работу на предельном уровне все двигательные элементы мышц и совершенствует координационные способности в осуществлении мощного начального напряжения, которое входит составной частью в любое усилие. В результате такого подхода к тренировке возникает умение проявлять максимальную силу.
В научной литературе в своих исследованиях авторы отмечают, что при развитии силовых качеств и силовой выносливости лучший результат дает применение упражнений для скоростной силы - максимально быстрые, акцентированные на преодолении сопротивления, движения с отягощением (любым затруднением) в 50-75% от максимальной силы работающих мышц. По их мнению, рекомендуя дозировку, следует обращать внимание на ее аргументированность. На их взгляд причины просты, в скоростно-силовых упражнениях выполнение их большее, чем указано, количество раз приводит к резкому уменьшению скорости движения, а в упражнениях на выносливость рекомендованная нагрузка значительно снижает качество действий.
Переходя к рассмотрению совершенствования времени реакции и улучшения эффективности защиты считают, что основным средством являются условные, вольные и соревновательные «поединки». Вследствие чего высококвалифицированные спортсмены достигают таких высоких показателей быстроты сложной реакции, что она приближается по времени к простой.
В результате спортсмен начинает реагировать не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. Для этого необходимо проводить поединки с возможно большим количеством соперников, владеющих разнообразными стилем, характером и манерой ведения боя.
Таким образом, можно предположить, что использование сотрудником в первую очередь наиболее простых приемов будет также способствовать повышению эффективности защитных действий, на выполнение которых затрачивается наименьшее время.
При развитии физического качества быстроты необходимо констатировать, что важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто, только если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения выполняются в начале занятия.
В теории и методике физического воспитания общеизвестно, что прыгучесть - комплексное качество, характеризующееся способностью к мгновенным нервно-мышечным усилиям. Оно основывается на большой силе определенных групп мышц, на быстроте их сокращения и способности спортсмена к большим волевым напряжениям. Основными средствами для развития скоростно-силовых качеств и быстроты являются прыжковые упражнения, упражнения с небольшими отягощениями, спринтерский бег в различных условиях (облегченных, с отягощением, с использованием различных тренажеров). Ряд исследований позволяет утверждать, что для лучшего развития прыгучести нужно стремиться все упражнения выполнять с быстрым упругим отскоком от опоры, чтобы движения не имели жимового, тягучего характера.
Специальные исследования в спорте высших достижений показали, что увеличение прыгучести связано не с общим количеством прыжковых упражнений, а с прыжками на максимальную высоту. Важен и тот фактор, что для развития прыгучести имеет значение не только большое количество упражнений, но и величина скоростно-силовой нагрузки в каждом из них. В этом отношении наиболее эффективным является ударный метод развития взрывной силы. Идея метода заключается в том, чтобы, стимулируя мышцы их ударным растяжением, предшествовать активному усилию в тренируемом движении.
Наряду с этим для развития прыгучести следует постепенно вырабатывать способность переносить высокие механические нагрузки ударного типа на сжатие отдельных частей опорно-двигательного аппарата. Выполнение данных упражнений требует увеличения мощности усилий, проявляемых во время взаимодействия руками или ногами с опорой. Последнее предъявляет повышенные требования к взрывным способностям мышц рук, ног и оказывает тренирующее воздействие на них.
Большой опыт специалистов показывает, что эффективность атакующих и защитных действий, прежде всего, тесно связана с высоким уровнем развития всех форм специальных скоростных качеств. Сложившаяся практика распределения времени в занятии усложняет процесс воспитания и совершенствования всех форм специальной быстроты. Поэтому для рациональной тренировки скоростных качеств наиболее эффективен так называемый круговой метод, получивший широкое применение в спортивной практике и профессионально-прикладной физической подготовке.
- 0
- 1519 +1