Все ЧОО России

Президент Национальной Ассоциации Телохранителей (НАСТ) России

Крымская профессиональная интеграция

27 марта 2014 г.

 

18 марта Крым вернулся в Россию. В начале следующего года официально закончится переходный период социальной интеграции крымчан в российскую действительность. В этот период будут активно реализовываться не только экономические программы и административные решения, но и государственная законодательная база будет приведена в должный порядок. В том числе, и в сфере частной охранной деятельности.

 

Архив НАСТавников. Л.И.Брежнев на борту принимаемой им яхты "Крым", которую группа охраны ласково называла "Ласточка". Ялта. Сентябрь 1978 года.

 

Что это значит для современного российского рынка частной охраны в целом ?

На карте и в маркетинговом пространстве появляется новый регион со своими особенностями и перспективами развития. Как отмечает ИАЦ НАСТ России, связь между развитием экономики и ростом охранного бизнеса прямая и непосредственная.

То есть, крымский охранный рынок будет представлять собой не только пусть малый, но быстрорастущий рыночный фрагмент, но с точки зрения профильной политики весьма интересный объект для перспективного моделирования. Иными словами – поднимая с “политического ноля” охранный рынок, создавая его “с чистого листа”, государство и общество имеет уникальную возможность не только смоделировать, но и реализовать в миниатюре современную концепцию интегрирования частной охраны в общегосударственную систему обеспечения безопасности. Об этом часто говорится в Москве, но воз и ныне там.

А вот Крым – это особый случай.

 

Архив НАСТавников. Группа охраны Генерально Секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева с оперативно-хозяйственными сотрудниками. В центре - Начальник охраны А.Я. Рябенко, справа старший офицер охраны В.В.Богомолов. Ялта,  дача "Нижняя Ореанда". 1978 год.

 

По общему количеству жителей Крым превосходит среднестатистический российский “миллионник”. Его население составляет около двух миллионов человек. Но в то же время площадь региона составляет около 27 тысяч квадратных километров и по этому показателю Крым располагается между Республикой Мордовия и Тульской областью. При этом, Крым как территория объективно несравненно перспективнее по экономическому развитию нежели ее “среднестатистические” аналоги. “Материковый” Симферополь и береговой Севастополь – это города с населением до полумиллиона человек. Керчь, Евпатория, Ялта и Феодосия – это по материковым меркам маленькие города с населением до 200 000 человек. Это меньше, чем любой из московских округов.

То есть как бы не развивалась частная охрана в Крыму, но и у нее есть свои объективные пределы. Потенциальная доля крымского рынка (в “охраняемых объектах”) в общей картине может составить до 1-1,5 процентов (при всех фантазиях на туристическое и аграрно-промышленное строительство), но вот в денежном выражении эти объекты могут дать весьма и весьма ощутимые для крымчан и тех, кто будет связан с обеспечением правопорядка в Крыму, дивиденды. Но считать чужие деньги - занятие неприличное.

 

Что касается основного вопроса – обеспечения безопасности. Крым останется заботой государства на долгие годы, так как Украина пожиная плоды своего политического и экономического банкротства будет оставаться объектом раздела территории, ресурсов и стратегических интересов и основных мировых игроков.

В том числе и России. Для Юго-Восточных территорий Украины Крым будет служить тем самым образцом для выбора “лучшей жизни”, который постоянно будет находиться в идеологическом фокусе внимания стратегических интересов России. А образец должен сверкать, искриться и выглядеть привлекательным.

А отрезать духовные скрепы и перекроить миропонимание людей, связнных культурными и бытовыми узами верховновластным росчерком пера невозможно. Этому может способствовать только целевая перспективная политика государства, которая сегодня явно прослеживается и не оставляет сомнений в конечных стратегических замыслах. Крым был, должен и будет оставаться Черноморской жемчужиной России. А чтобы таким богатством пользоваться, его нужно очень и очень хорошо охранять.

Что же можно сказать об охранном бизнесе, который достался Крыму в качестве украинского наследия ?

Основной особенностью украинской истории “охоронной” деятельности на полуострове было то, что не вдаваясь в подробности особенностей, на коммерческой основе охранные услуги могли оказывать государственные правоохранительные органы. В том числе и с огнестрельным оружием.

Не удивительно, что на Украине телохранители находились на особом положении, обретя свой правовой статус и как следствие популярные свои телохранительские игры в Ялте. В России такого не было и не предвидится.

Основными частными рыночными игроками являлись охранные компании, принадлежавшие украинским олигархам. Все было размеренно, весело и чинно до… Майдана.

Что же досталось уже российскому рынку частной охраны в Крыму в ренессансные времена? Судя по анализу открытых источников в Крыму было около 30-40 сравнительно небольших ЧОО. Остальное охранялось различными подразделениями МВД и УГСО по АРК. Судя по ценникам вот что (орфография сохранена) :

 

Услуги профессиональных телохранителей :

1500 грн. чел/день

150 грн чел./час (в случае заказа разовой услуги до 3-х суток)        

 

Предоставление кортежей VIP – класса :

 от 250 грн/час       (в зависимости от класса автомобиля)

1500 грн трансфер а/п «Симферополь» - Ялта (MB S220)

 

Охрана объектов временной охраны до 30 дней:

50 грн чел/час – почасовая работа

25 грн чел/час – круглосуточно

 

Охрана объектов постоянной охраны свыше 30 суток :

от 15 грн чел/час

 

Оперативно – технический осмотр:

от 160 грн кв/м (площадь помещения по полу)

от 120 кв/м – прогрессивная система скидок

 

Водолазный осмотр:

от 1200 грн/час

работа водолазной станции – не менее         3500 грн

 

Для желающих легко пересчитать все это в привычные цифры, учитывая, что текущий курс (на момент составления материала) гривны к рублю составляет 1гривна = 3,23 рубля. Много это или мало значения не имеет. Крымчане быстро адаптируются к реальности и при конкретном разговоре цифры приобретут и конкретный смысл.

 

Архив НАСТавников. Офицер охраны Д.И.Петриченко выполняет оперативно-технический осмотр акватории  дачи "Нижняя Ореанда" 1980 год.

 

Для примера с телохранителями ситуация такая в час крымский мастер спорта стоит 485 рублей, то есть около 10 евро. С учетом того, что деньги нужно отдать не ему, а посреднику в лице ЧОО, сколько получает этот спортсмен «на руки» остается только гадать.

Далее по стандартам.

Клубный стандарт телохранителей составляет – 22 рабочих дня. За 22 дня рабочих дня спортсмен-телохранитель будет стоить заказчику 106 590 рублей, что составляет или 2 221 Евро. Учитывая налоги и интерес посредника, чемпион мира по телоохране в лучшем случае получит половину от этой суммы, что составит 50-55 000 руб. По сути, это хороший уровень зарплаты телохранителя для российского города миллионника. Но это все бумага. Каждая вещь или услуга стоит столько, сколько за нее дают. В Москве «сердняк» приближается к 85 000 рублей. И это средний уровень телохранителей.

Профессиональная элита начинается от 120 000 рублей «на руки» в месяц.

А реалии сегодняшнего дня таковы, что на момент редакции материала из южного региона в НАСТ России поступила просьба оказать содействие в формировании группы телохранителей для работы в Крыму с указанием причин и особенностей «вербовки» именно российских телохранителей. Нужно 16 человек с оружием и 4 машины. Это уже говорит о том, местным ребятам пока доверия нет. Профессиональный рынок не работает через интернет. Он работает только на личных рекомендациях. Поэтому там и «ценники» другие.

Что же будет теперь? Все это реальное рыночное пространство сегодня уже стремительно трансформируется в российскую реальность. Бизнесмены прекрасно понимают где лежат деньги и что нужно делать.

Они как никто лучше представляют что в Крыму начнется латентный передел и собственности и сфер влияния. А этот процесс имеет свои особеннотси. Достаточно вспомнить лихие девяностые в России. В Крыму все будет гораздо “притойнее” и менее кроваво, но будет. И общая задача свести к минимуму издержки переходного периода.

А вот Крымские и Севастопольские бизнесмены от охраны будут обязаны регистрировать свои предприятия в соответствии с текущим российским законодательством и “особенностями”. Опыт подсказывает, что это смогут сделать не все и не сразу.

Ключевым моментом станет распределение должностей и персон в надзорных за частной охраной локальных структурах МВД России. Скорее всего, ясность с раскладом по рынку наступит летом.

Говорить о том, что все будет “по-честному” просто наивно. Все будет так как должно быть. Необходимое количество ЧОУ с правами обучения и проведения проверок будет создано, а не они сами откроются. То же самое будет и с ЧОО и с охраняемыми “хлебными” объектами на полуострове.

ЧОО придется в первую очередь выстраивать отношения с местной лицензионно-разрешительной системой, “арендовать” огнестрельное оружие, а во вторую обучать своих руководителей, работать с кадрами и клиентами. Переделывать свои сайты, создавать свои организации. Иными словами, не только формировать, но главное - ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ РЫНОК.

Если этого не произойдет, то удел рынка не завиден. Он так и останется среднестатистическим, а пока он имеет шанс стать одним из эффективнейших в России по соотношению “объект/прибыль”. Здесь важна организация рыночной идеологии. Пока Крым от нее свободен, он может ее сформировать сам, но если время будет упущено, то ее привнесут с материка.

Второе более вероятно, так как идеология формируется общественными или профессинальными организациями. И не столь профсоюзами и прочими “фондами”, а именно организациями ветеранов силового блока, которые имеют не только опыт, но главное – устойчивые связи с бывшими коллегами в МВД, ФСБ, ГРУ, РА и другими. В том числе и ветераны “горячих точек”, “краповики”, “спецназовцы”и другие специализированные организации.

 

 

Архив автора. Группа охраны за расчисткой маршрута прогулки Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С.горбачева. Объект "Заря". Форос 1988 год.

 

Но какие ветеранские организации могут создать крымские силовики, которые двадцать три года верой и правдой служили, но другому государству ? Скорее всего они плавно интегрируются в уже существующие российские структуры. То же самое произойдет и с телохранителями. Не скоро, но неизбежно. Тем, кто так или иначе, но останется за бортом этого процесса рано или поздно придется искать место в народном хозяйстве, что с учетом перспектив развития Крыма тоже не так уж кисло.

Экпансия существующих в России профильных общественных структур не заставит себя долго ждать. Крымчанам незамедлительно последуют предложения, от которых они не смогут отказаться в силу вышеуказанных причин. Но выбор останется за ними.

В свое время в КС при МВД РФ добавят двоих представителей по одному от Крыма и Севастополя. С той же целью - интеграции потенциала ЧОО для решения ведомственный задач. То есть, дружинить и содействовать (иными словами делать, что нужно МВД РФ). Бесплатно. И в этом есть смысл.

Очень интересно будет наблюдать за участием в этом бизнесе и интеграции силового потенциала крымского казачества, которое всегда не просто заявляло о своем наличие, но весьма существенно проявило себя в последних событиях.

Украинские телохранители со своими чемпионами и мастерами спорта канут в лету. Им придется заново переучиваться в установленных для них новыми региональными лицензионно разрешительными структурами ЧОУ и сдавать экзамены на охранника 6 го разряда, если их ЧОО сможет закупить штатный ИЖ – 71. Но самое главное – доказывать свою конкурентноспособность с “материковыми” согражданами.

Никто не поставит себе телохранителя со стороны. Эпизодическая работа будет востребована, но постоянная работа останется в рамках реальности. Крымские клиенты будут брать своих, “материковые” привозить своих.

Это не картина маслом, но взгляд со стороны. По сути, для сложившейся ситуации - это нормальный процесс, который не следует драматизировать, но и не стоит упрощать.

В идеале в Крыму, при наличии у контролирующего органа такой задачи, может возникнуть модель эффективных отношений между силовыми ведомствами и частной охраной. Если така задача стоит. Если эти отношения будут строиться только с позиций ведомственного доминирования, то крымским коллегам придется войти в реалии российского бизнеса с закрытым забралом.

Никто не может исключить и скупки ЧОО и открытия “целевых” ЧОО и много чего еще, наработанного россиянами на рынке частной охраны за его двадцатилетнюю историю.

 

Архив автора. Ялта. Ливадия. 1987 год.

Общий рыночный настрой должен вписываться в рамки здравого смысла, который диктует направить усилия на помощь коллегам и поиск согласия. Чем всем здравомыслящим специалистам на территории нашей Родины и стоит заняться. Ситуация вокруг Украины только –только начинает развиваться и признаки начала гражданской войны дают о себе знать. Претензии на Крым у майданного правительства останутся навечно, как и навязчивая идея реализации поиска главного врага всего вокруг – России.

И нам необходимо совершенствовать искусство противостояния не только в тирах и полигонах, но и в головах тех, кто способен защищать Отечество, сердцем руководствуясь в своих поступках и неся в душе лично данную ему на верность присягу.