Президент Национальной Ассоциации Телохранителей (НАСТ) России
Уважаемые коллеги, этот текст был написан к однименному фильму зимой 2008 года, когда портал "Хранитель" объявил конкурс "Территория безопасности". Однако, весьма неоднозначная публикацию на страницах портала о НАСТ России и позиция некоторых членов его руководства к конструктивной критике со стороны ассоциации привели к тому, что ассоциация сняла данный фильм с участия в конкурсе.
Целью публикации данного текста является интерес ко мнению читателей по вопросу : "Насколько пятилений текст актуален сегодня ?
Закон «О кооперации в СССР» 88 года дал зеленый свет свободному движению, так называемых в то время, теневых денег. Первые кооперативы скорее легализовывали имеющееся, но уже через три-четыре года подставив свои паруса ветрам перемен, стали осваивать экономическое пространство на новых принципах.
Кондовая философия старого грузчика, работавшего в одном из первых кооперативов по охране аэропорта Шереметьево, была выражена простым и понятным правилом : «Уходя с аэродрому – возьми чего-нибудь для дому!»1 апреля 1989 года закон Союза ССР «О валютном регулировании» запустил машину свободной конвертации доллара. Реальные и немалые cпо тем временам живые деньги стали целью не только предпринимателей, но и криминала. Частные охранные предприятия появились позже, когда бизнес бывших цеховиков ставших легальными кооператорами стал стремительно набирать обороты.
Нажитое и добытое непосильным трудом требовалось срочно защищать. Но не голыми руками. В мае 1992 года в спешном порядке запускается закон уже нового государства «О частной детективной и охранной деятельности». Он давал возможность легально использовать огнестрельное оружие. Росчерком пера пистолет был возведен в ранг рыночного аргумента.
В начале девяностых существенный отток профессиональных кадров спецслужб и правоохранительных органов с государевой службы на вольные хлеба, оказал самое непосредственное влияние на формирование рыночных отношений в области частной охраны. Наиболее успешные предприниматели превратились в олигархов и они сами назначали цену для защиты своих личных интересов и в соответсвии с ней подбирали кадры в свои службы безопасности, по сути превращая их в могущественные частные армии.
Частные охранные предприятия довольствовались своей достаточно прибыльной в тех рыночных условиях нишей и создавали многочисленные ассоциации, союзы и фонды, стараясь как можно шире охватить региональные рынки. Сегодня таких организаций около 34 тысяч. Рынок частной охраны приносил не только прибыль, но являясь достаточно острым инструментом регулирования общественно-экономических отношений в то время, тащил за собой и проблемы, связанные с субъективным отсутсвием понимания собственной роли и места. «Что охраняю, то и имею» - такая философия была далеко не редкой в этой период. Тем более, что получить вожделенный пистолет было достаточно просто.
Это ремесло стоило тех самых денег, которые на сделки и зарплаты просто первозили сумками. Из-за этих - то денег, которые вели к власти амбициозных бизнесменов и убивали. Частная охрана становилась востребованной, она превращалась во вполне доходный бизнес и не только в правовых рамках. Организованный криминал достаточно активно встраивал свои интересы в существующее правовое поле, используя легальные формы для их реализации. Рынок представлял собой денежный водоворот, затягивавщий попавших в него безвозвратно.
Попытки просчитать объем рынка давали достаточно противоречивые цифры. Традиционные методики указывали на 4-5 миллиарда долларов в год, а реальные представления о механизмах и объемах оборота денег на рынке частной охраны в девяностые, давали цифры до 12.
Рыночная пехота - охранники и телохранители, получали свои деньги в конвертах, а дипломы в негосударственных образовательных учреждениях. Но вторые, только до конца 1995 года. Наплыв страждущих заработать денег этим ремеслом был колоссальный. Любителей поучить этому ремеслу за деньги был аналогичным. Эффект не замедлил сказаться. У новоявленных телохранителей пистолеты на ночь хранились под подушками, перевозились в общественном транспорте, терялись, продавались и стреляли не всегда когда это было необходимо и законно. Представления о самой благородной, но неблагодарной профессии были мягко говоря неидентичные.
Не удивительно, что уже в 1996 году слово «телохранитель» волевым решением контролирующего органа было изъято из рыночного оборота. Но только слово, а спрос продолжал диктовать рынок. Частная охрана становилась все более и более заметной и значимой в повседневной жизни россиян. Набирала обороты индустрия, производящая технические средства безопасности. В 1996 году состоялся и первый форум «Технологии безопасности».
Дефолт 1998 года заметно освежил горячие головы дельцов от частной охраны. К этому времени встали на ноги достаточно крупные охранные структуры, начала формироваться пусть примитивная, но уже политика в этой сфере. Попытки объединения в единую российскую организацию, представляющую интересы охранных структур начались задолго до дефолта, но все они не увенчались успехом. Сознание оставалось на уровне уставных задач коммерческой структуры. Однако, слово «профессионализм» уже долго будучи модным, стало неотъемлемой частью маркетинговых ходов.
К началу века частная охрана вошла хорошо вписавшимся в текущую экономическую модель элементом. Ни один серьезный бизнес не мог развиваться, не имея надежной охранной, а порой и силовой поддержки. Для страны наступал мажорный период освоения поднимавшейся на нефтяных и газовых ценах денежной массы.
Количественный рост частных охранных предприятий и охранников соответствовал спросу на эти услуги и составлял до 20 процентов в год. За этим требуемым рыночным количеством практически не успевало качество оказания охранных услуг, которое столкнулось с проблемой усреднения. Ростки позитива постоянно нивелировались буйным сорнячным ростом негатива. Профильные СМИ обрели устойчивые формы, однако общей генеральной линии от частной охраны им ожидать не приходилось.
Рынок продолжал расширяться, и все идеи формировались в области саморекламы. Окрепнув после дефолта, лидеры рынка частной охраны возродили попытки реализации старой идеи общего отраслевого объединения. Возобновили работу всероссийские конференции негосударственных структур безопасности. Однако, то, что было явно видно в начале девяностых, ушло в тень, изменив юридические названия и образ действия. В рейдерские и другие теневые экономические схемы вписались и частные охранные структуры. Точно так же как и армии олигархов, эти структуры не имели отношения к частной охранной деятельности. Они создавались под конкретные задачи, комплектовались высокопрофессиональными, но лишенными моральных ограничений людьми, делали свое дело, и исчезали, оставляя грязные пятна на том, что называют частной охраной. И государство, и общество не утруждают себя разбором тонкостей. Всех, а особенно СМИ, интересуют последствия. А негатив в информационной среде всегда обладает повышенным спросом.
Ситуация конца 2008 года сдула пузырь гламурной экономики. Идеология сверхпотребления рухнула. По мере развития кризиса доверие ко всему частному в обществе улетучивается. Роль государства в регулировании ситуации возрастает пропорционально росту экономических проблем и социального напряжения. Не секрет, что частный охранный бизнес никогда не поддерживался государством. Этот источник пополнения бюджета был и остаются мизерным, и эти услуги не лежат в секторе реальной экономики. Роль и место частной охраны рассатривается только как дополнительный источник сил и средств для решения задач, стоящих перед правоохранительными органами.
Теория взаимодействия государства и частной охраны не предусматривает деловых отношений, она основана на только административных решениях. Работа над новым правововым полем началась задолго до кризиса, и новые правила игры с государством вступят в силу с нового 2010 года (обращаю внимание на то что текст к фильму был написан зимой 2008 года).
Неслучайно, в середине 2008 года был создан Координационный Совет при ДООП МВД. Именно этой структуре государство отводит роль проводника собственной политики в частной охранной сфере. А то, что у государства появились реальные виды на наведение ясности в отношениях с частной охраной нет никаких сомнений.
В профессиональном мире нет понятий «плохо» и «хорошо». Есть понятие «качество оперативной обстановки». Ключ к ее пониманию очень прост – буквально ежемоментно кто-то выстраивает события в своих интересах, а кто-то следует в фарватере этих решений. Подобные сценарии с государством пытались разыгрывать олигархи девяностых, надеясь на свои частные армии. Эхо результатов для них самих и их служб безопасности звучит и сегодня.
Запас прочности, который государство и его граждане нажили за последние десять лет, пока позволяет компенсировать последствия либеральной идеологии сверхпотребления. Но при этом, бюджет будующего года рассчитан как дефицитный. Все чаще и настойчивее звучат призывы к консолидации общественного мнения в вопросах осознания происходящего, и поиска решений для выхода из стремительно развивающейся нестабильной ситуации.
Являясь неотъемлемой и наиболее сознательной частью общества это понимают как сотрудники правоохранительных органов, так и бизнесмены от частной охраны. Профильная политическая активность сегодня по крайней мере внешне, но достаточно четко разделила тенденции понимания развития охранной деятельности на два направления – государственное и частное.
При этом, частная охрана в ее адекватном понимании как была так и остается сферой внебюджетного обеспечения государственной безопасности. Она не требует бюджетного финансирования. Она самодостаточна и при этом, ее профессиональный потенциал объективно превосходит таковой, имеющийся сегодня в распоряжении государственных правоохранительных органов. Опыт и мастерство бывших сотрудников МВД, ФСБ, Российской армии, Прокуратуры в значительной степени находит свое применение в решении уже частных проблем граждан. Да, они не всегда лежат в правовом поле, поэтому контроль за частной охранной деятельностью обретает все более жесткие рамки и методы.
Любую ситуацию определяет баланс интересов. Сегодня эти интересы и государства и охранно-сыскных струтктур уже продекларированы, и в принципе, понятны. Нет только консолидированной позиции по видению отношений в перспективе. Каким будет рынок к 2020 году? Кто и каким правилам будет следовать через десяь лет? Поймут ли заинтересованные стороны, как нужно выстравать отношения не с точки зрения отдельных частных или ведомственных интересов, а с точки зрения интересов всего общества вцелом ?
Для частного охранного сообщества, которое никак не может обрести некую организационную форму наступает момент истины. Либо оно найдет собственное решение, способное обеспечить развитие профессиональных и правопослушных охранных структур, интегрированных в единую мощную систему, способную конкурировать с мировыми лидерами в этой области, либо оно будет с каждым годом все больше и больше зависеть от внешне государственных, но по сути ведомственных интересов МВД, генерирующих соответственные административные решения.
По сути, для частной охраны наступает эра новой рыночной идеологии под названием – патриотический прагматизм. Ее цель - сформировать условия для поступательного развития именно рациональной, с точки зрения общественных интересов, группы частных охранных предприятий. На уровне регионов должна сложиться сеть надежных структур частной охраны с максимально широкими возможностями оказания услуг, в том числе и с привлечением коллег из индустрии технических средств безопасности. Далее, региональные сети на единых принципах и правилах соединяются во всероссийскую структуру под единым брендом, которая призвана доминировать на рынке. Ни о какой монополии речи не идет. Спрос на качество и надежность всегда ищет предложения. Вопросы демпинга отпадают сами по себе.
«Кто не с нами – тот не мы» - вот лозунг будущего рынка. Если кто-то предлагает товар по цене ниже чем у нас, то это товар другого качества. Рынок всегда будет делиться на ремесленников и профессионалов. Соответственно будут вести себя и спрос и цены. Система будет выстраивать события под себя, а не следовать за тем, что выстраивают другие.
Подобная форма рыночных отношений прекрасно может быть встроена и в государственную правоохранительную систему отдельным, внебюджетным элементом, где понятие «взаимодействие» будет заменено на понятие «договорные обязательства».
Эпилог.
Этот фильм создан в рамках деятельности рабочей группы Общественной Палаты Российской Федерации по подготовке национальной программы « Формирование Духовно-нравственных ценностей новой России». Одним из направлений ее работы является безопасность общества.
В проработке позиций программы объективно учитывается роль и место частной охранной деятельности, осуществляемой неотъемлемой частью российского общества. Сегодня стоит задача не искать истину, но найти понимание баланса интересов всех и каждого. Не нужно говорить, что человек должен делать, ему нужно сказать во что он должен верить, чтобы помочь ему сделать правильный выбор.
Для этого нужно просто расширить индивидуальное сознание и обеспечить реальную информационную поддержку позитивным стремлениям. Потому, что от выбора каждого, зависит будущее всех.
- 2
- 1825 +1
февраля
2016
Евгений
Замечательный текст, актуальный и в настоящее время. Интересно, сколько пройдёт времени прежде придет какое то осознание в головах руководителей охранных структур? Вопрос философский...
апреля
2017
Виталий
Замечательная статья! И все же ЧОПы требуют контроля и проверок! Однако, если вам необходимо проверенное охранное агенство в Питере, то вам сюда - https://www.tornado.spb.ru